Пищевые отходы — неизбежная проблема продуктового ритейла. Согласно отчету ReFED (некоммерческой организации по борьбе с пищевыми отходами) за 2024 год, ежегодные потери от непроданных продуктов в США достигают $42,3 млрд. А по данным Агентства по охране окружающей среды США, в 2019 году (последний год с полной статистикой) в розничной торговле, сфере общественного питания и жилом секторе было образовано 66 млн тонн пищевых отходов.
Большая часть этих отходов (около 60%) отправляется на свалки, а менее 5% — компостируется. Это создает значительный рынок для таких компаний, как Denali.
Для Walmart — крупнейшего продовольственного ритейлера США — это не первый шаг к переработке пищевых отходов. В 2023 году компания с помощью партнеров переработала 83,5% отходов своей глобальной операционной деятельности. Это часть цели Walmart — стать компанией без отходов к 2040 году.
Промышленное распаковочное оборудование и Zero Depack
Компания Denali — первый партнер, который помогает Walmart превращать отходы в компост, а также внедряет уникальные технологии автоматического извлечения продуктов из упаковки.
“Представьте, как вручную снимать пленку с фарша, извлекать пиццу из коробок и пластика… Это тяжелая, рутинная работа. Теперь нашим сотрудникам достаточно просто высыпать пищевые отходы в контейнеры Zero Depack”, — говорит RJ Zanes, вице-президент Walmart по обслуживанию объектов.
Как это работает
Технология Denali может удалять почти все виды упаковки (за исключением стекла и крупного картона), превращая отходы в жидкую массу (шлам). Затем она используется: для компоста в смеси с другими органическими отходами, в биореакторах для получения возобновляемой энергии и как сырье для животных кормов. Полный цикл компостирования — от отхода до готового продукта — занимает примерно 120 дней.
Хотя в США более 5000 предприятий по компостированию, только около 500 принимают пищевые отходы. Крупный завод, перерабатывающий до 40 000 тонн в год, обойдется в $5–9 млн капитальных затрат, а эксплуатация — $17–28 за тонну, согласно ReFED.
За два года Denali открыла 40 объектов по распаковке, каждый площадью 750–930 м², и продолжает расширяться. У компании также есть специально разработанный автопарк герметичных трейлеров, перевозящих до 20 тонн отходов за рейс.
Denali обслуживает более 8000 клиентов по всей стране — от крупнейших продуктовых сетей до отелей и стадионов. Walmart стал первым, кто опробовал их систему в 2023 году. В том же году компания собрала 7 млн тонн пищевых, растительных и производственных отходов. Благодаря масштабированию технологий, эти объемы будут расти, как и доходы Denali.
Экологический эффект и перспектива
Пищевые отходы на свалках выделяют метан — второй по силе парниковый газ после CO₂. Он сохраняется в атмосфере 12 лет, но в 80+ раз мощнее углекислого газа в краткосрочной перспективе. И на пищевые отходы приходится 58% выбросов метана со свалок.
Даже с учетом транспортировки, по оценке ReFED, один грузовик (20 тонн отходов), доставленный на 25 миль до компостного завода, компенсирует годовой углеродный след трех легковых авто.