Исследовали весь цикл производства энергии, включая то, что уже отработало и «ушло на покой». Солнечная энергия оставит после себя отслужившие свой срок панели, ветровая – турбины, в то время как уголь превратится в тоны токсичной золы, раза в два превышающие количество отходов от «экологичных конкурентов».
Переживать общественность заставляет информация о небольшом (в глобальных масштабах) сроке службы солнечных панелей и ветровых турбин, а это «всего» 25-30 лет, и – зачастую риторические – вопросы экологов, куда потом деть все это отработанное хозяйство. Пугающие фотографии с разных концов света, демонстрирующие бесхозные панели, бултыхающиеся в океане, поля-кладбища неутилизированных отходов и прочий хайп дестабилизируют общественное мнение. В то время как иллюстрации угольной отработки не так красочны, а ее токсичность не диагностировать «по фотографии». Более точную картину, как обычно, дают цифры. Отходы от переработки угля в энергию больше, чем те, что остаются от солнечной, в 50 раз; от энергии ветра – в 500; от атомной – в 2700 раз.
Спорить с очевидным – все равно что обнаружить свою пристрастность и заинтересованность. Уголь греет людей с незапамятных времен, все «делянки» распределены. Появление «конкурентов» в виде солнца и ветра не играет на руку тем, кто держит под контролем свои угольные доходы, которые оказываются в сотни и тысячи раз вреднее, чем оставляют за собой «новички» энергетического рынка. Тем, кто контролирует «грязную энергетику», совсем не выгодна перспектива перехода человечества на никоуглеродную энергию. Однако неотвратимость того, что угольным дельцам придется в скором времени посыпать голову токсичным пеплом, остающимся после использования невозобновляемых ресурсов, становится очевиднее с каждым днем. Вопреки усилиям дезинформаторов с их столь же пугающими, сколько необъективными фотографиями отходов ветровой и солнечной энергетики.
А что, собственно, остается? Солнечные модули и ветровые турбины. Идеи по переработке первых вовсю тестируются во всех солнечных уголках планеты. Турбины и вовсе на 85% могут быть переработаны без каких-либо инноваций: сталь и медь пользуются большой популярностью в сфере переработки и вторичного использования. Некоторые сложности доставляют лопасти, но даже из них уже умудряются создавать «потомство»: от уличных скамеек до мостов.
Не стоит лукавить: пока что мы не можем переработать ветер и солнце в энергию с нулевыми отходами. Но они не идут ни в какое сравнение с углеродным следом, оставляемым невозобновляемыми источниками. Которые, кстати, рано или поздно все равно просто закончатся.