Отчет выходит на фоне растущих опасений по поводу рисков для здоровья человека, вызванных микропластиком, которые все чаще связывают с раком, бесплодием, сердечно-сосудистыми заболеваниями и другими серьезными последствиями.
«Coca-Cola — крупнейший в мире производитель и продавец напитков», — сказал Мэтт Литтлджон, руководитель кампаний Oceana по борьбе с корпоративным загрязнением. — Поэтому их влияние на океан особенно велико».
Согласно исследованию, опубликованному в 2024 году в журнале Science Advances, Coca-Cola занимает первое место в мире среди брендов-производителей пластикового мусора, за ней следуют PepsiCo, Nestlé, Danone и Altria.
Оценка Oceana основана на открытых данных о упаковке Coca-Cola за 2018–2023 годы и прогнозах роста продаж, в рамках сценария "бизнес как обычно".
Прогноз: ежегодное потребление пластика компанией может превысить 4,13 млн тонн к 2030 году.
Чтобы оценить, сколько этого пластика попадет в водные экосистемы, исследователи применили рецензированную методику, разработанную международной командой ученых и опубликованную в журнале Science в 2020 году. Итог почти 220 млрд бутылок объемом 0,5 литра.
Возврат к многоразовой таре — главное решение
По мнению Oceana, наиболее очевидным решением этой проблемы является возвращение многоразовой упаковки — будь то возвратные стеклянные бутылки, которые можно использовать до 50 раз, или утолщенные пластиковые бутылки PET, рассчитанные на 25 использований.
Отказ от обещания
В 2022 году сама Coca-Cola признала, что многоразовая упаковка — один из самых эффективных способов уменьшить отходы, и взяла на себя обязательство довести долю такой упаковки до 25 % к 2030 году.
Однако в обновленной стратегии устойчивого развития, опубликованной в декабре 2024 года, это обещание было по-тихому удалено.
Теперь компания делает акцент на увеличении доли переработанных материалов в упаковке и улучшении систем сбора, подчеркивая при этом сложности переработки бутылок и изменения потребительских привычек.
Экологические активисты давно предупреждают об избыточной ставке на переработку, утверждая, что это лишь перекладывает ответственность на потребителей, не решая саму проблему.
«Переработка — это хорошо, не поймите меня неправильно», — говорит Литтлджон. — Но если вы используете переработанный пластик, чтобы делать еще больше одноразовой упаковки, — это проблема».
Пластик и климат
Поскольку производство пластика связано с использованием нефти, это делает корпоративное потребление пластика прямым фактором изменения климата.
Есть и надежда
Тем не менее, есть основания для оптимизма: Coca-Cola уже управляет крупными системами возвратной упаковки в ряде стран — включая Бразилию, Германию, Нигерию, а также отдельные регионы США, например, юг Техаса.
«В эти странах самая большая инфраструктура для многоразовой упаковки среди всех производителей напитков, и они могут масштабировать ее, показывая пример всей отрасли», — отметил Литтлджон.
В заявлении для AFP представитель Coca-Cola заявил, что, хотя текущие усилия компании сосредоточены на увеличении переработанного содержания в упаковке и улучшении систем сбора, «мы инвестируем и остаемся привержены расширению наших возможностей по многоразовой упаковке, и эта работа продолжится как часть нашей стратегии, ориентированной на потребителя».