Статистика неумолима и не радует ни одной своей цифрой:
- ¾ морских рыб уже содержат микропластик;
- 4 млн. рыболовных судов ежедневно выходит «на работу»;
- их улов составляет 96 млн. тонн рыбы, или 2,7 триллионов рыбных штук, или 5 млн. в день;
- 40% этого улова возвращаются обратно в океан. Мертвыми. Наиболее часто среди них встречаются киты, акулы и дельфины. Их не едят. «За ненадобностью» в год гибнет 300 000 дельфинов и больше 50 млн. акул. Просто так и не своей смертью. А вот за тунца, минтая или лосося вполне можно выручить хорошие деньги.
- популяция отдельных видов акул уменьшилась на 90%. Экосистемам причинен значительный и, зачастую, невосполнимый ущерб, поскольку нарушены пищевые цепочки. Без «санитаров моря» популяции рыб, идущих прежде на прокорм акул, увеличились. Они стали потреблять больше водорослей и планктона, количество которого как раз осталось прежним. Что происходит, когда еды не хватает? Вымирание от голода.
- да еще и ловля рыбы методом прочесывания морского дна уничтожает более 15 млн. кв.км. морской флоры. Это практически площадь России.
- в год вылавливается от 8 до 14 миллионов тонн контрафактной рыбы;
- искусственное выращивание рыбы является сомнительным решением проблемы: чтобы вырастить 1 кг лосося, надо потратить на их прокорм 2,5 кг рыбы, а средняя по масштабам лососевая ферма отравляет воду так же, как и город из 20 000 человеческих особей.
- 90% избытков тепла поглощается океанами. Помимо течений, волн и приливов «перемешивают» воду и стаи рыб, увеличивая тем самым поглощение избыточного тепла, и уменьшая действие парникового эффекта. Нет рыб – нет движения. Правда, от нагрева площадь океанов увеличивается, так что скоро мы лишимся Венеции. Но альтернативы еще менее привлекательны и отдать в жертву один из прекраснейших городов планеты – не самая великая печаль в борьбе за выживание человечества.
Кто виноват и что делать? Грешны первым делом Китай, Индонезия, Перу, Россия, США, Индия и Вьетнам. Они обездоливают моря и океаны на 50% мирового улова. Прогноз неутешителен: если ничего не менять, то к 2048 году, они просто опустеют. Простых и эффективных решений морской экологической проблемы до сих пор не существует.
Старик и море рыдали бы от этих фактов, а у Хемингуэя задергался бы глаз, выжимая скупую мужскую слезу под аккомпанемент «реквиема по мечте».