Антиэкологичного «Оскара» вот уже пять лет подряд занимает компания Coca-Cola. Такое слегка негордое звание она получила по версии организации «Освободись от пластика» (Break Free From Plastic). Если принять во внимание, что в последнюю входит порядка 11 тыс. компаний, декларирующих свою приверженность концепции сокращения потребления одноразового пластика, начинает казаться, что пчелы взбунтовались против меда. Причем из зависти к тому, что особо наглая «пчела» потребляет его больше всех.
Общественному остракизму были подвергнуты и остальные лидеры пластикопотребляющей индустрии: PepsiCo, Nestlé, Unilever, Procter and Gamble, Colgate Palmolive и Universal Robina Corp (URC). Их экологические акции по контролю над пластиковыми отходами были признаны практически ничтожными. Развитые страны это могло бы несколько удивить: красивые лозунги, наглядная инфографика на упаковке, сортировка мусора и масса иных эко-мероприятий давно вошли в их обиход. Но планета включает в себя не только такие забытые богом уголки, как Бирюлево или Мытищи, но и Азию с Африкой. Именно там можно увидеть истинный оскал капитализма в довольно циничной схеме навязываемого корпорациями образа потребления, в котором отсутствует такая «небольшая» деталь, как инфраструктура по переработке отходов. Тем более, что некоторые страны пришлось бы в таком случае переработать полностью.
Пара сотен тысяч активистов Break Free From Plastic анализировали данные по всей планете. Скопив 5 лет информации, они обратились в суд Манилы (Филиппины) с иском, суть которого заключалась в том, чтобы сдернуть покровы двуличности с производственных гигантов. Волонтеры требовали либо запретить пластиковую упаковку, либо убрать с нее лицемерный ярлык «переработай меня». Казалось бы, где здесь усмотрели основание для претензии? В осознанном манипулировании поведенческими факторами в странах не самого первого мира.
Активисты поставили перед собой задачу изобличить преднамеренность корпоративной стратегии Coca-Cola и Ко. по продаже на территории Азии, Африки и Южной Америки по продаже продуктов питания, предметов личной гигиены и товаров для дома маленькими порциями. Ведь каждая такая «порция» облачена в одноразовую упаковку. Навязывание корпорациями «мелкосерийного» типа потребления гарантирует образование мелкого неподотчетного пластикового мусора: пищевые товары, сигареты, упаковка, обертки.
«Мотиватор» «Переработай меня» на пластиковой упаковке в странах с развивающейся экономикой и вовсе объявили «вводящим в заблуждение». Логично, когда ни ты, ни твоя страна не знаете, как это сделать, но при этом чувствуете ложное индульгирование. Навязываемая корпорациями стратегия потребления «по-мелочи, но все время» отлично прижилась там, где экономическая ситуация не позволяет жителям закупаться в гипотетических ашанах мелким оптом на неделю вперед, заставляя человеков покупать товары часто и в небольших количествах. Это влечет за собой увеличение количества мусора до размера тихоокеанских мусорных островов.
За неимением сформировавшейся экологической осознанности и перерабатывающей мусор инфраструктуры развивающиеся в области экономики страны стали генераторами мелко-пластиковых проблем: засорение водных магистралей, вред для прибрежных экосообществ, разрыв пищевых цепочек. И организация «Освободись от пластика» безоговорочно обличает виновников: корпорации-хищники.