Дословно «гринвошинг» переводится как «зеленая отмывка». Осознавая свой вред, наносимый экологии, компании не желают отказываться от прибыли и идти на затраты по нивелированию ущерба, но щедро финансируют маркетологов для визуальной очистки своей репутации. И в арсенале последних есть немало способов ввести нас в заблуждение.
Зеленый листик на этикетке уже дискредитирован. Потребителю нужны более веские доказательства экологических деклараций. Чувствуя себя обманутыми, люди все чаще сигнализируют о случаях, когда их вводят в заблуждение, заставляя недобросовестные компании, позиционирующие себя как «зеленые», сворачивать свою рекламную деятельность. Шелл и Ленд Ровер уже испытали это на себе.
Один из способов обзавестись приставкой «эко» к собственной репутации – создание крупными компаниями экологических альянсов и осуществление в них активного … безделия. И цели нанести планете реальную пользу никто не ставит. В лучшем случае сосредотачиваются на переработке.
Но откуда тогда берутся экологичные инновации? Они действительно есть, только не спешите обольщаться: это ложка меда в бочке дегтя. Выделив в своей деятельности фактически присутствующую, но по своим объемам незначительную сторону, компании начинают делать упор исключительно на нее. Увидев рекламу электромобиля, вы вряд ли задумаетесь, что их производство составляет менее 1% от всего количества. Но приставку «эко» этот бренд у вас уже заработает.
Не брезгуют крупные корпорации и «сменой тапок в прыжке», например коррекция экологических стандартов или сдвиги сроков или объема достижения провозглашенных целей. «Кока-кола» уже много лет держит пальму первенства среди лидеров по загрязнению планеты пластиком. Понимая, да и не планируя, что достижение заявленных целей будет реализовано, компания запросто меняет цифры, находит оправдания (простите, «риски») и не особо «шевелится» для реализации даже сниженных показателей.
Представьте себе, что вы видите перед собой сломанную игрушку. Но голос извне шепчет: «Посмотри, какой красивый цвет! Играй дальше!». Вы продолжаете играть с бесфункциональной, зато разноцветной вещью, но чувствуете, что что-то тут не так. Вот и вся суть гринвошинга.
Только вот наша планета – не игрушка…