Невооруженным мозгом понятно, что мы слишком много мусорим. Не надо быть гением, чтобы посчитать, сколько телевизоров, телефонов или банальных наушников мы сменили в своей жизни, в то время как в моменте нам нужны только одни. Если вы думаете, что все предыдущие экземпляры были переработаны для создания новых, вы сильно ошибаетесь. Ну как сильно – раз в 5. Масштаб проблемы исчисляется в долларах и тоннах. И в том, и в другом случае используются еще «миллионы» и «миллиарды».
ООН доложили, что количество одних только электронных отходов выбрасывается в 5 раз больше того объема, который перерабатывается. Но это только вишенка на торте. Проблема мусора с батарейками и микросхемами имеет еще более неприятное свойство: она пугающе растет и набирает обороты. Подверженные влиянию искусственно создаваемых трендов, человеки все быстрее гонятся за «последними моделями», а безнадежно устаревшие пентиумы, ставшие абсолютно непригодными для прогресса, как и поля Китая, «засеянные» выброшенными электрокарами первого поколения, пополняют свалки, укрепляя господство мусора на нашей планете. Жадность до ресурсов мотивирует алчных особей перерабатывать то, что имеет очевидную ценность: золото, медь и прочие рентабельные металлы. Но общая стоимость такого «вытягивания» значительно превышает их «естественную» добычу, как в долларах, так и в экологически неизмеримых кредитах, уже данных нам природой. Порядок разрыва - более чем в 2,5 раза.
И все-таки хорошо, что хоть кто-то перерабатывает отходы, в которые превращается электроника. Сознательных стран, к сожалению, менее половины. Что делать-то? Ужесточать ответственность, регламентировать глобальные процессы, создавать более долговечные товары, ремонтировать вместо того, чтобы выбрасывать.
Только как-то все это сложновато будет организовывать на берестяных грамотах. Если решение вопроса затянется – только так и получится.