Но так ли просто повторить программу, внедрение которой началось еще 25 лет назад? Во всех ли странах производители готовы нести расширенную ответственность и «оплачивать» налогами наносимый ими ущерб экологии? Везде ли правительствам по силам запретить захоронение опасных отходов, предложив здоровую альтернативу или хотя бы здравую компенсацию? Все ли могут наладить систему сортировки отходов таким образом, что она станет естественной частью жизни граждан (то есть все должно быть организовано «на расстоянии вытянутой руки»)? Или включить эко-просвещение в школьную программу с младых ногтей? А отстроить переработку мусора в энергию, наплодив по всей стране профильных заводов и предприятий? Швеция просто взяла и сделала.
Согласно шведской стратегии, мусор воспринимается как ценный ресурс. С ним научились обращаться настолько мастерски, что перестало хватать собственного. Приходится импортировать по 800 тыс. тонн от соседей-«грязнуль».
Теперь в этой «скандинавской эко-сказке» общественный транспорт ездит на биогазе, получаемом из пищевого мусора. Он же греет шведов долгими зимними вечерами перед шведским телевизором. Зато практически прекратился вклад страны в «обогрев» атмосферы углекислым газом.
Что мешает России повторить шведский опыт? Богатство. Имеется в виду богатство природных ресурсов и территорий, отсутствие которых и умудрилось оказать такое показательное влияние в масштабах скандинавской страны. А ведь всего одна нефтяная вышечка в районе Стокгольма могла бы изменить судьбу целой нации…