Недостатка в материале, как вы понимаете, новое направление не будет испытывать еще очень и очень долго. Тенденция имеет здоровый вектор, пусть хоть каплей в море отходов, но тем не менее смягчающий общую экологическую беду планеты.
Магазины экологичной одежды давно рассыпаны по европейским столицам, предлагая покупателям страшненькие, серенькие грубые изделия за баснословные деньги. Обувь из экокожи стоит дороже той, что сделана из натуральной. Кажется, несколько лет назад экологисты оседлали эту нишу и вполне прилично заработали.
Сегодня такими эко-сувенирами уже не удивить, и стоимость делает их неконкурентоспособными. Такие вещи входят в нашу обыденную повседневность. Правда, называть их больше принято «из вторично переработанных материалов», стыдливо пряча корни происхождения. Но Trashion – это все-таки немного больше искусство, чем комфорт. Обработка мусора производится минимальная, а акцент делается на гиперболичность отходов в их естественном состоянии.
Около 20 лет назад направление Trashion появилось в Нью-Йорке, где невозможно пройти по тротуару, не врезавшись в мусорные пакеты. Модные вечеринки, интерактивные художественные выставки – классика жанра за исключением одного но: главным объектом был мусор. Была даже устроена «битва дизайнеров», соревновавшихся за звание «Король Трэш-моды». В направлении Trashion успели отметиться Кристиан Лабутен с коллекцией туфель из мусора «Trash Shoes»; Марина ДеБрис, превращающая в одежду океанский пластик; Zero Waste Daniel, практикующий использование мусор от швейного производства под девизом «ноль отходов». Этот список продолжается и по сей день.
Если взглянуть на сухие цифры, направление кажется довольно интересным с финансовой точки зрения: бесплатные отходы, копеечная плата за их сбор (например, в Индии это составляет 300 рупий), конечный продукт в виде клатча или портмоне, будет стоить уже порядка 50 000 рупий. Чистая прибыль получается 30-50% выручки. Это рабочая схема, которую уже внедрила компания Unilever, одна из крупнейших компаний по производству бытовой химии.
Открытым остается, казалось бы, несложный вопрос: можно ли отнести синтетический свитер, который надевает ваша секретарша, к последнему веянию моды?
*Трэшн = мусор + мода